Россия теряет уровень языковой культуры без достойных школьных словарей

Сниженный словарный запас у детей может влиять на их дальнейшую самореализацию, коммуникацию со сверстниками и психологическое состояние – к такому выводу одновременно пришли английские и российские исследователи-лингвисты. В Великобритании более 75% школьников слабо владеют понятийным аппаратом и с трудом читают не только классиков, но и современные учебники. В России показатель находится примерно на таком же уровне, рассказал председатель научно-образовательного союза «Родное слово», член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации и Правительственной комиссии по русскому языку Константин Деревянко на открытии онлайн-конференции для ведущих российских филологов и преподавателей русского языка и литературы в Москве. Мероприятие проходит 11-12 и ноября и организовано Минпросвещения Российской Федерации и совместно с Научно-образовательным союзом «Родное слово». Конференция посвящена актуализации, расширению и обновлению словарей, грамматик и справочников из списка изданий, в которых устанавливаются нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации.

«У этой проблемы мировой характер, но в каждой стране она может и должна решаться индивидуально, – считает Константин Деревянко. – В масштабе страны словари – фундамент поддержки языка, его лексикографическая платформа, ключевой способ его сохранения и поддержания, ресурс продвижения русского языка и нашей культуры в мире. Словарная культура общества обеспечивает уровень компетентности, уровень взаимодействия в обществе и благоприятно сказывается на экономике и в социальной сфере. Наша страна сильно отстает, но с помощью цифровых технологий мы рассчитываем преодолеть разрыв. Мы будем совершенствовать нормативную базу и Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и актуализировать словари, цифровые сервисы и платформы, которыми вы сможете пользоваться».

Словарь должен сопровождать школьников в учебе наравне с учебниками, рабочими тетрадями и контурными картами, считают педагоги и филологи, которые приняли участие в онлайн-конференции Минпросвещения Российской Федерации и «Родного слова», – а их около 1500 специалистов из всех субъектов России. Автор программы и учебников по русскому языку для начальной школы, автор словарей русского языка Станислав Иванов уверен: детей нужно учить пользоваться словарями с первого класса, чтобы их лексикон пополнялся с каждым годом. «Мы сталкиваемся с тем, что, даже читая сказки, непросто объяснить детям рост Конька-Горбунка в «три вершка», – рассказывает Станислав Иванов. – Придется сначала рассказать, что такое «вершок», что это за слово и почему сейчас они его нигде не встречают. В российских школах в начальных классах словари отсутствуют, но уже в составе Всероссийских проверочных работ по русскому языку есть задания на толкование слов и умение пользоваться словарем. Я предлагаю учителям обратить внимание на современные толковые словари для 1–4-х классов, словарь фразеологизмов «Почему мы так говорим» и словарь для учеников 5–11-х классов». Заместитель директора Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения Федерального института развития образования РАНХиГС Анна Алексеева в разговоре с коллегами также подтвердила: использование словарей на уроках русского языка в школах формирует ключевые навыки и компетенции – речевые, коммуникационные и лингвистические. От этого зависит то, каким языком будет говорить Россия через десятки лет.

«Если в России не создать достойный словарный корпус, дети полезут в словарь Даля в одном томе», – предупреждает модератор конференции, научный консультант портала «Грамота.ру» Юлия Сафонова. И на всякий случай напоминает: словарь Владимира Даля издан в четырех томах.

Формированием требований к словарям, экспертизой правил орфографии и пунктуации, отбором современных словарей, содержащих актуальные нормы русского литературного языка должна заняться новая Правительственная комиссия по русскому языку, утвержденная в конце октября 2020 года.

Что касается Владимира Ивановича Даля, то сейчас в Правительстве Российской Федерации на согласовании находится проект по учреждению в России 22 ноября памятной даты «День словаря» в день рождения великого российского лексикографа и этнографа. Кроме того, в Совете по русскому языку при Президенте Российской Федерации и Правительственной комиссии по русскому языку уже обсуждают проведение в России Года грамотности как года языковой и коммуникативной культуры.

0 841