Подведены итоги всероссийской онлайн-конференции ПРОБЛЕМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ, РАСШИРЕНИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ СПИСКА СЛОВАРЕЙ, ГРАММАТИК И СПРАВОЧНИКОВ

Министерство просвещения Российской Федерации и Научно-образовательный союз «Родное слово» подготовили и провели 11‒12 ноября 2020 г. всероссийскую онлайн-конференцию «Проблемы актуализации, расширения и обновления списка словарей, грамматик и справочников, входящих в “Список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации”».

В работе конференции приняли участие более 1500 участников из всех субъектов Российской Федерации.

Докладчики:

1. представители федеральных органов власти:

– Федеральный институт педагогических измерений: И. П. Цыбулько;

2. представители организаций, осуществляющих издание грамматик и справочников в сфере русского языка, авторы грамматик и справочников в сфере русского языка, сотрудники академических учреждений:

– Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН: М. Л. Каленчук, Е. Я. Шмелева, О. М. Грунченко, Е. В. Арутюнова, О. Е. Иванова, Б. Л. Иомдин, В. М. Пахомов,

– Институт лингвистических исследований РАН: М. Н. Приёмышева, И. Е. Кузнецова;

3. представители ведущих университетов страны и научно-образовательных площадок в сфере изучения и развития русского языка и литературы, сотрудники профессиональных объединений педагогов русского языка и литературы:

– Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова: М. А. Штудинер, Н. В. Николенкова,

– Санкт-Петербургский государственный университет: С. А. Кузнецова, В. М. Мокиенко, С. В. Друговейко-Должанская,

– Московский педагогический государственный университет: С. В. Иванов, Н. А. Николина,

– Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: М. А. Кронгауз,

– Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации: А. С. Алексеева, Н. Б. Авалуева;

– учителя-словесники: Е. С. Каримова, С. В. Заболотная, И. Г. Субботина.

Докладчики представляли ведущие научно-методические журналы по русской словесности («Мир русского слова», «Русский язык в школе»), интернет-ресурсы по русскому языку («Грамота.ру», «Грамма.ру», «Академос», «Орфографическое комментирование русского словаря», «СлоВозраст», «Деньсловаря.рф), академические лексикографические программы («Словари XXI века»), научно-образовательные площадки и организации (РОПРЯЛ, МАПРЯЛ, «Родное слово»). Среди докладчиков – члены Совета по русскому языку при Президенте России, члены Правительственной комиссии по русскому языку, а также члены Орфографической комиссии РАН, авторы учебников, учебных пособий и составители академических, школьных словарей и справочников.

Участники конференции отметили следующее.

Состояние словарного дела в Российской Федерации. Словари — важный ресурс государственной языковой политики. Книжный рынок России наводнен сомнительной словарной продукцией (однотомные «словари» Даля, Ушакова и под.), рыночная привлекательность словарного жанра дискредитирует, обесценивая, работу профессиональных лексикографов, с одной стороны. С другой — вводит в заблуждение потребителя словарной продукции, не позволяя потенциальному пользователю сделать правильный выбор при поиске надежного словарного издания. Недостаточно последовательный государственный протекционизм в словарном деле усугубляет такую ситуацию. В связи с этим участники отмечают актуальность, насущность тематики конференции, обращая внимание на школьный аспект проблемы.

Лексикографическая грамотность и библиотечный фонд. Уровень лексикографической грамотности современных учащихся не соответствует должному, несмотря на словарный контент, включенный в учебники (задания, отсылающие к обязательному использованию словарей). Задача школы — сформировать навык пользования словарями, поэтому словари, как и учебники, должны быть на всех уроках. Важно понимать, что учебник не позволяет сформировать собственно поисковые навыки, такие навыки формируются не в последнюю очередь при постоянном обращении к словарям на всех этапах обучения. Лексикографическая грамотность способствует также расширению словарного запаса учащегося, что показали и исследования, проведенные в рамках подготовки к конференции. Для проведения постоянной и последовательной работы (чтобы учащиеся научились пользоваться словарями) школьные энциклопедические и лингвистические словари и справочники (разных жанров) должны быть доступны. Так, для организации словарной работы на уроках словесности словари должны стоять в открытом доступе во всех школьных кабинетах русского языка и литературы. Школы должны быть обеспечены словарями в достаточном объеме: школьная линейка словарей (адресаты — ученики) предполагает и обязательное наличие в школьных библиотеках фундаментальных словарей (адресаты — преподаватели). Школьные словари должны проходить экспертизу и получать гриф «рекомендовано к использованию» так же, как школьные учебники.

Лексикографическая грамотность и интернет-ресурсы по русскому языку. В цифровую эпоху лексикографическая грамотность — это знание надежных словарных ресурсов в Интернете и постоянное обращение к ним: «Грамота.ру» (gramota.ru), «Академос» (http://orfo.ruslang.ru), «Орфографическое комментирование русского словаря» (http://oross.ruslang.ru).

Актуальная задача русской лексикографии — создание единого цифрового лексикографического корпуса русского языка. Такой корпус должен предлагать пользователю авторитетное, соотнесенное с нормами русского языка решение и отражать динамические языковые процессы, обусловленные в том числе особенностями гибридных форм речи.

Фундаментальные и школьные словари. Отмечая важность создания обновленного Списка (реестра словарей — как фундаментальных, так и школьных), учителя-словесники подчеркивали, что школе нужны конкретика и единообразие, которые и могут обеспечить формирование и закрепление навыков грамотной речи во время обучения. Результатом научных дискуссий, отражающих закономерные динамические процессы языковой системы, должны быть взвешенные рекомендации, учет которых наряду с ФГОС обязателен при проведении предложенной педагогической экспертизы школьных словарей.

Участники конференции назвали слова 2020 года: антисептик, вирус, волонтер, врач, выйти на плато, дистант, дистанционка, дистанционное обучение, здоровье, зум, зумбобомбинг, зумеры, зумиться, ковидники, ковид, ковид-центры, корона, коронавирус, красная зона, маска, масочный режим, милосердие, обнуление, оптимизм, память, пандемия, пневмония, Победе 75, прокторинг, пульсоксиметр, самоизоляция, саморазвитие, словарь, термометрия, терпение, удаленка, на удаленке, цифровизация, челлендж, чистые руки.

0 1192