КРУГЛЫЙ СТОЛ: «СЛОВАРИ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ТРЕБОВАНИЯ, ПОТРЕБНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ»

9 декабря 2016 года в рамках заседания комиссии Московской городской Думы по образованию прошел круглый стол на тему: «Словари в российской школе: требования, потребности, возможности».

Круглый стол в Московской городской думе: Словари в российской школе: требования, потребности, возможности»
Перейти в фотоальбом

Перед началом работы круглого стола состоялось открытие выставки Общероссийской лексикографической программы «Словари ХХI века» и творческих работ победителей Всероссийского конкурса «Словарный урок», организованного в 2016 году НП «Родное слово» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Председатель комиссии МГД по образованию Антон Молев, депутатское объединение «Моя Москва»:

«Очевидно, что есть огромный опыт использования словарей в советской и в нынешней московской и российской школе. Есть понимание того, как можно более эффективно использовать действующие словари, как разнообразить их представленность в современных образовательных учреждениях. Хотелось бы обсудить, как с помощью этого ресурса повысить качество образования».

Генеральный директор НП «По содействию в поддержке и сохранении русского языка «Родное слово» Константин Деревянко:

«Результаты проведенного исследования помогли выявить две основные проблемы. Первая – нехватка словарей в школах Российской Федерации. Вторая заключается в том, что имеющийся фонд устарел. 84% от общего количества словарей изданы в период с 1990 по 2012 год, а 41% являются безнадежно устаревшими – они вышли в свет ранее 1990 года. Таким образом, число современных словарей, к которым мы отнесли издания 2012–2016 годов, составляет менее 16%».

Директор ГБОУ «Городской методический центр» Департамента образования города Москвы Марина Лебедева:

«Необходимо определить нормативный статус словаря для школьного образования. И это вопрос к федеральным законодателям. Кроме того, нужна экспертиза содержания словарей и их соответствия информационной безопасности. Эти вопросы необходимо адресовать Министерству образования РФ и Роскомнадзору. Помимо этого, пора создавать дидактическую базу по работе со словарями, адресованную учителям. С этой задачей может справиться педагогическое сообщество».

Член комиссии МГД по образованию Виктор Кругляков, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«Если словари встанут в один ряд с учебниками, то они должны быть сориентированы на различные ступени образования. Помимо этого, необходим реестр рекомендованных к применению в школе словарей. Время идет вперед, меняется способ получения информации. На мой взгляд, каждый словарь, который будет использоваться в образовательных целях, должен иметь и бумажный, и электронный вариант».

Участники обсуждения пришли к выводу, что пополнение и обновление школьных фондов словарей, а также разработка и внедрение современных методик работы со словарями являются необходимыми условиями успешного прохождения школьниками итоговой аттестации по русскому языку и достижения результатов, закрепленных в новых ФГОС общего образования.

Прошедший в Мосгордуме 9 декабря круглый стол стал первым в серии мероприятий, посвященных теме словарей. По итогам каждого обсуждения будут вырабатываться рекомендации для образовательных учреждений и органов власти.

1 1733